В Российском культурно-информационном центре в Болгарии откроется выставка "Лики Гоголя"

Выставки

16 — 30 сентября

РКИЦ в Софии

София, Шипка 34

Посмотреть на карте
Compressed file

К 210-летию со дня рождения русского писателя Николая Васильевича Гоголя в Российском культурно-информационном центре с 16 по 30 сентября будет работать выставка "Лики Гоголя", которую представляет Государственный историко-художественный и литературный Музей-заповедник «Абрамцево».

Великая русская литература. XIX век задал загадку Пушкина. Ещё — загадку Толстого, загадку Достоевского. Наверное, нет загадки более трудной, чем загадка Гоголя. Поколения исследователей пытаются разгадать её, объяснить — в чём тайна власти гения над душами и воображением читателей? В чём его сила? Но есть и ещё отчаянные люди — художники − иллюстраторы произведений Гоголя. Ведь он едва ли не самый иллюстрируемый русский писатель! Хотя сам объявлял себя противником иллюстрации.

В нашей выставке есть интрига: через лики Гоголя мы предлагаем посмотреть на его произведения, ибо любое творчество — автопортретно (портретно в данном случае). Портреты писателя создают некое поле образа его творчества. Выставка приурочена к 210-летию со дня рождения Николая Васильевича Гоголя (1809-1852). В неё вошли факсимильные копии произведений П.М. Боклевского, В.Е. Маковского, В.М. Васнецова, В.А. Серова, А.И. Кравченко, Д.И. Митрохина, К.И. Рудакова, Н.В. Кузьмина, В.Н. Горяева, С.А. Алимова из собрания Музея-заповедника «Абрамцево».

Во времена Гоголя Абрамцево было поместьем, усадьбой, находящейся в пятидесяти километрах от Москвы. Он приезжал сюда в 1848 и в 1851 годах к своему другу, владельцу усадьбы, прекрасному русскому писателю Сергею Тимофеевичу Аксакову. Здесь Гоголь читал первую главу 2-го тома «Мёртвых душ». Позже, уже после внезапной смерти Гоголя в 1852 году, Аксаков написал очерк «История моего знакомства с Гоголем», откуда мы почерпнули бесценную информацию живого восприятия писателя его незаурядным современником.

Если же вернуться к книгам Гоголя, то в них постоянно присутствует сам рассказчик, повествователь. Мощная лирическая наполненность гоголевской прозы не может быть понята без его голоса. Он вбирает в себя муки и страдания, восторги и радости мира, он сочувствует и горюет, смеётся и издевается, наблюдая людскую жизнь. Это остро почувствовал Виталий Николаевич Горяев, художник второй половины XX века. Иллюстрируя в начале 1970 годов «Петербургские повести» и «Мёртвые души», он в центр художественного мира Гоголя поставил его портреты. Движение характера автора, выраженное в психологическом состоянии портретов, отвечало драматургии иллюстративных серий и усиливало её.

Собственно Аксаков и Горяев «подсказали» нам идею этой выставки: лики Гоголя как камертон его творчества.

Вход свободный.