Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом

Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее – Государственная программа, Программа), является одним из приоритетных направлений миграционной политики России и призвана способствовать социально-экономическому развитию России и улучшению демографической ситуации в стране.

Государственная программа предусматривает возможность переезда в Россию для занятия трудовой деятельностью на определенные в региональной программе вакансии, осуществление предпринимательской деятельности, ведения личного подсобного хозяйств, для обучения в учебных заведениях профессионального образования.

Участие в Программе вправе принять российские соотечественники, проживающие за рубежом, а также соотечественники, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации на законном основании, либо имеющие временное убежище в России.

Участниками Государственной программы могут стать лица, достигшие 18-летнего возраста, обладающие дееспособностью, планирующие переселиться под определенную трудовую вакансию, намеренные получить профессиональное образование в России, и соотечественники, предполагающие создать собственный бизнес, в том числе в агропромышленном комплексе, либо просто заниматься личным подсобным хозяйством.

Государственной программой предусмотрено переселение соотечественника - участника Программы - совместно с членами его семьи. Членами семьи участника Государственной программы, имеющими право на совместное переселение с ним в Российскую Федерацию, являются: супруга (супруг), дети, в том числе усыновленные или находящиеся под опекой (попечительством); дети супруги (супруга) участника Государственной программы; родители участника Государственной программы и его супруги (супруга); родные сестры и братья участника Государственной программы и его супруги (супруга); дети родных сестер и братьев участника Государственной программы и его супруги (супруга), в том числе усыновленные или находящиеся под опекой (попечительством), бабушки, дедушки, внуки.                      

Участник Государственной программы и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, имеют право на получение государственных гарантий и социальной поддержки в зависимости от выбранной территории вселения, в том числе:               

  • на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов
    на переезд к будущему месту проживания;
  • освобождение от уплаты таможенных платежей в соответствии
    с таможенным законодательством Таможенного союза;                          
  • компенсацию расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории Российской Федерации (за выдачу иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на временное проживание, вида на жительство, за рассмотрение заявлений о приёме в гражданство, приобретении гражданства, восстановлении в гражданстве, заявлений об определении принадлежности к гражданству, включая выдачу соответствующих документов, за выдачу паспорта гражданина Российской Федерации);                                                 
  • получение подъемных (пособия на обустройство);                                           
  • на осуществление в Российской Федерации трудовой деятельности
    без получения разрешения на работу;                                                                          
  • получение ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной деятельности (назначается на период до приобретения гражданства Российской Федерации, но не более чем на 6 месяцев).                            

Кроме того, участие в Госпрограмме дает участнику Государственной программы и членам его семьи, не имеющим российского гражданства, право на получение в приоритетном порядке разрешения на временное проживание, вида на жительство и гражданства Российской Федерации.

Соотечественникам, желающим принять участие в Программе, необходимо лично подать заявление об участии в Государственной программе в уполномоченный орган
за рубежом (для соотечественников, проживающих за рубежом) либо в территориальный орган ФМС России в субъекте Российской Федерации, в котором реализуется соответствующая региональная программа переселения (для соотечественников, имеющих разрешение на временное проживание, вид на жительство или которым предоставлено временное убежище в России).

При подаче заявления об участии в Государственной программе одновременно необходимо предоставить копии документов, удостоверяющих его личность и личность членов его семьи; копии документов о семейном положении соотечественника и членов его семьи; копии документов об образовании, о профессиональной подготовке; о  стаже трудовой деятельности, наличии ученого звания и степени, а также сведения, характеризующие личность соотечественника, проживающего за рубежом, и членов его семьи, его профессиональные навыки и умения (если такие документы имеются).                                                               

Соотечественнику, ставшему участником Государственной программы, выдается свидетельство установленного Правительством Российской Федерации образца сроком на три года.                                                 

С актуальной информацией о Государственной программе можно ознакомиться на следующих информационных ресурсах:

  • ФМС России (fms.gov.ru и aiss.gov.ru);
  • МИДа России (ruvek.ru);
  • Роструда (rostrud.ru и www.trudvsem.ru);
  • Россотрудничества (rs.gov.ru).